Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 1
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4
1.1 Содержание понятия «познавательная активность» 4
1.2 Анализ отечественных и зарубежных подходов к проектной деятельности и развитию познавательного интереса 7
1.3 Проектная деятельность как средство формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению 16
Выводы по 1 главе 21
2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности 22
2.2 Анализ полученных результатов 23
2.3 Рекомендации по формированию познавательной активности старших школьников с использованием метода проектов 27
Выводы по 2 главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Приложение А 38
Приложение Б 40
Фрагмент для ознакомления
2
Важным моментом при выполнении проектов является его оценива-ние. При использовании учителями в своей практике метода проектов можно получить два результата. Первый результат. И.Д. Чечель называет его скрытым. – это педагогический эффект включения школьников в «до-бывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности [210]. Часто этот вид деятельности остается без внимания учителя и оценивается лишь результат деятельности — сам проект. И.Д. Чечель затрагивает вопрос об использовании технических средств для за-щиты проектов и говорит о том, что если же проект к тому же красочно оформлен или сопровождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите и вовсе не вспоминают. Поэтому одной из его рекомен-даций начинающему руководителю проектирования является записывание кратких резюме по результатам наблюдений за учащимися, что позволит быть более объективным на самой защите [210].
Вторая составляющая оценки результата — сам проект. Важно отме-тить, что главным образом оценивается дальнейшее использование проек-тов или информации, используемой в них. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, защита проекта и его оформление [210]. Особое значение И.Д. Чечель [210; 211] уделяет применению рейтинговой оценки. Для этого перед защитой проекта на каждого ученика составляется инди-видуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и однокласс-никами, а затем и самим учеником. После этого опять подсчитывается среднеарифметическая величина, но уже из расчета баллов, выставляемых в данной позиции. Суммирование в этом случае выглядит следующим об-разом: 85-100 баллов – «5», 70 – 85 баллов – «4», 50-70 баллов – «3», ме-нее 50 баллов – «2». В этом случае проект можно предложить переделать, доделать, текущий контроль заменить дифференцированным зачетом с оценкой. Необходимо обсудить вместе с учителем что именно произошло, кто и где допустил ошибку. Избежать этого можно проводя проблемные семинары, консультации, широко использовать интерактивные методы обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.
Выводы по 2 главе
1. Исследование проводилось на базе ….. школы,… г. Н
Работа проводилась с учащимися в возрасте 15-16 лет в количестве 15 человек; из них 7 мальчиков и 8 девочек. Исследование было проведено в 10 «Б» классе.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1.Подготовительный (выбор диагностик, подготовка необходимого инструментария; 2.Констатирующий (проведение исследования); 3.Анализ полученных данных.
Для нашей работы, нами был подобран диагностический инструмен-тарий: 1) методика «Диагностика личностной креативности» (Туник Е.Е.); 2) методика «Диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовиц-кая Т.Д.);
2. При обобщении полученных в ходе диагностики результатов было выявлено, что в классе испытуемых низкий уровень внутренней мотивации и познавательных интересов. Соответственно, наиболее значительными проблемами, для школьников являются: 1. Повышение уровня внутренней мотивации; 2. Развитие познавательных интересов.
3. В целях эффективной организации проектной деятельности уча-щихся старших классов отметим следующие рекомендации:
1) необходима предварительная подготовка учителей для перехода к работе по методу проектов в масштабе всей школы; 2) целесообразно назначить научного руководителя и профессионально подготовленного учителя в качестве консультанта для начинающих данную работу учителя: 3) разработать пакет документов, предусмотреть информационное и мето-дическое обеспечение, а также различные формы поддержки со стороны администрации школы; 4) пересмотреть учебное расписание с целью выде-ления специального, свободного от уроков, времени для исследователь-ской работы вне школы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова // Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009 – 120 с.
2. Баева, М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / М.Л. Баева // Социальная сеть работников образо-вания – 2015 – Режим доступа: pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/formirovanie-uud-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 06.04.2021)
3. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в раз-новозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных орга-низаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
4. Безрукова, В. С. Педагогика. Проектная педагогика. Учебное пособие / В.С. Безрукова. - М.: Деловая Книга, 2013. - 344 c.
5. Белухин, А.Д. Личностно-ориентированная педагогика [Текст] / А.Д. Белухин. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2014. С. 115
6. Бобровская А.Н. Профессиональное самоопределение старше-классника в проектной деятельности: автореферат дис. ...канд. пед. наук. − Волгоград, 2006. – 28 с
7. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Во-ронов. - М.: ПО России, 2012. С. 39
8. Голуб, Г.Б . Основы проектной деятельности школьника: мето-дическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова // Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литерату-ра», Издательский дом «Федоров». 2016 – 224 с.
9. Гребенщикова В.Ю. Информатизация в организации творче-ской познавательной деятельности учащихся //Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании. -Великий Нов-город: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - С. 130-132.
10. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2004 - N 3 . С. 53
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, 1996. – 346 с.
12. Кравченко С.А. Формирование ответственности как личностно-го основания в профессиональном самоопределении студентов психологи-ческого образования // Провинциальные научные записки. – 2017. −№ 1. – С. 79-85.
13. Леонтьев А.Н. .Современная психология / ред. А.В. Запоро-жец. - М.: Московский Университет, 2019. – С. 15
14. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мо-зырь: РИФ «Белый ветер», 2000, С. 12
15. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьни-ков в процессе проектной деятельности на этапе предпрофильной подгтов-ки. Киров: изд. Киров. 2004. С. 56-60
16. Никитаева А. Ю. Роль инновационных образовательных тех-нологий в промышленной модернизации России // Terra Economicus. 2012. Т. 10, № 2–2. С. 9–12.
17. Нимаева Е.Г. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / Е.Г. Нимаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 182 - 184.
18. Рубинштейн, С.JI. Основы общей психологии [Текст] / С.JI. Ру-бинштейн. – С.-Пб.: Питер, 2010 – 712 с.
19. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. - 1998. - № 3. - с.33-40
20. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Критерии и показатели готовно-сти школьников к профессиональному самоопределению. Монография. −М., Институт общего среднего образования Российской Академии обра-зования, 1997. – 48 с
21. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Визуальные дидактические ре-гулятивы логико-смыслового типа. М: Образование и наука. 2017. С. 12
22. Щукина Г.И. Категории обучения и проблемы учебно-познавательной деятельности: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2013. С. 43